Дистанционное обучение
Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский институт технологий и управления»
1. Общие положения
1.1. Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ (далее - Положение) устанавливает порядок применения в Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский институт технологии и управления» (далее - Институт) электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования (далее - образовательные программы).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральным законом от 27.07.2006 г. 152-ФЗ №О персональных данных»; Федеральным законом от 22.10.2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; Уставом Института и другими нормативными актами.
1.3. Целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является обеспечение доступности образования посредством предоставления обучающимся возможности опосредованного (на расстоянии) освоения образовательных программ.
1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является место нахождения Института независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу с применением ЭО и ДОТ, обязаны обеспечить организационно-технические условия, изложенные в Приложении 1.
2. Основные термины и определения
2.1. Электронное обучение (далее - ЭО) — это образовательная деятельность с применением содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации для взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
2.2. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.3. Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) - программно-техническая система, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
2.4. Система дистанционного обучения (далее - СДО) - автоматизированная система дистанционного обучения, представляющая собой комплекс высокоэффективных программно-методических средств дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей, основанный на Интернет-технологиях и современных методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
2.5. Электронные информационные ресурсы - это источники информации, пользование которыми возможно только при помощи компьютера.
2.6. Электронные образовательные ресурсы — это учебно-методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), доступ к которым обеспечивается Институтом при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ.
3. Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3.1. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Институте осуществляется:
– в случае реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– в связи с исключительными обстоятельствами, препятствующими осуществлению непосредственного взаимодействия обучающегося и научно-педагогических работников в аудиториях (помещениях) Института.
3.2. Институт доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Института.
При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ на сайте Института и (или) в ЭИОС размещается инструкция для обучающихся и педагогических работников о порядке получения или восстановления логина и пароля (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации дистанционного обучения в ЭИОС Института.
3.3 Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется с использованием системы дистанционного обучения (СДО), являющейся частью ЭИОС Института. Доступ к СДО и имеют только зарегистрированные в ЭИОС пользователи.
3.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ Институт самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
– создает условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
– обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Институтом самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
3.5. Институт обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно- хозяйственных работников.
3.6. Прием на обучение с применением ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии с Правилами приема в Институт на текущий учебный год.
3.7. С абитуриентом, успешно прошедшим вступительные испытания, заключается договор на оказание возмездных образовательных услуг. Зачисление в число обучающихся осуществляется после оплаты обучения за первый семестр на основании приказа ректора.
Обучающийся пишет заявление на имя ректора о необходимости получения образования с применением ЭО и ДОТ, на основании которого ему присваивают логин и пароль для доступа к личному кабинету в системе дистанционного обучения.
3.8. До начала учебного процесса проводится организационное собрание с обучающимися очно и/или в режиме видеоконференции.
На организационном собрании до обучающихся доводится график учебного процесса, основы и принципы организации учебного процесса в СДО и ЭИОС Института.
3.9. После зачисления на образовательную программу с применением ЭО и ДОТ, а также при переводе на следующий курс обучающемуся передаются необходимые учебно- методические материалы, либо предоставляется сетевой доступ к ним. Все учебно- методические материалы передаются в личное пользование обучающегося без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям.
3.10. В случае применения ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ в связи с исключительными обстоятельствами, препятствующими осуществлению непосредственного взаимодействия обучающегося и научно-педагогических работников в аудиториях (помещениях) Института издается приказ ректора о временном переводе обучающихся на дистанционное обучение.
3.11. Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предусматривает следующие формы контактной работы в режиме off-line и on-line:
– лекция;
– практическое, семинарское и лабораторное занятие;
– консультации по написанию выпускной квалификационной работы/научно- квалификационной работы;
– консультации руководителя учебной/ производственной/преддипломной практики от Института.
При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ предусмотрено синхронное и асинхронное взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем посредством инструмента «Чат»/ «Форум».
Решение о проведении Форума или Вебинара, а также конкретизация даты и времени мероприятия происходит в процессе изучения курса в личных кабинетах обучающихся.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видеоконференцсвязи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Самостоятельная работа обучающегося, включает работу с интерактивными учебно- методическими материалами по освоению тем, отведенных на самостоятельное изучение, выполнение индивидуальных домашних заданий, тестирование, написание курсовых работ, сбор и анализ материалов при прохождении практики, написание отчетов по учебной и производственной (в том числе преддипломной) практике, написание выпускной квалификационной работы/научно- квалификационной работы.
Соотношение объема контактной работы, проводимой путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением ЭО и ДОТ и самостоятельной работы, а также порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, определяется образовательной программой и локальными нормативными актами
При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ Института определяет перечень онлайн курсов, рекомендуемых для освоения учебных дисциплин.
3.12. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ обучающийся последовательно знакомится с содержанием лекций в текстовом формате и (или) видео лекций, и (или) онлайн лекций.
Обучающемуся рекомендуется активно участвовать в дискуссиях, задавать уточняющие/интересующие вопросы по тематике дисциплины преподавателю посредством Форума/ Чата/ Вебинара.
В течение семестра обучающийся отвечает на вопросы для самоконтроля по материалам лекций и выполняет практические задания по тематике практических занятий. Вопросы для самоконтроля и практические задания, а также методические рекомендации по их выполнению размещаются в ЭИОС. Обучающийся, выполняет задание и отправляет свой ответ преподавателю, используя личный кабинет ЭИОС, прикрепив файл с ответом. Работать необходимо в соответствии с Расписанием занятий.
После изучения каждого раздела учебной дисциплины обучающийся выполняет задания для текущего контроля успеваемости (не реже 1 раза в месяц). Текущий контроль успеваемости, как правило, заключается в прохождении тестов (носит обязательный характер). Если обучающийся не преодолел установленный порог прохождения тестирования, по текущему контролю успеваемости выставляется «неудовлетворительно», в данном случае обучающийся не допускается к дистанционной сдаче промежуточной аттестации по дисциплине.
Тесты для текущего контроля успеваемости должны быть составлены в соответствии с Фондом оценочных средств (ФОС) по дисциплине. Если для осуществления контроля с применением ЭО и ДОТ разрабатываются НОВЫЕ тесты, они должны быть включены в ФОС по дисциплине.
3.13. По итогам изучения учебной дисциплины в семестре обучающемуся открывается доступ к прохождению промежуточной аттестации.
Институт самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с применением ЭО и ДОТ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Промежуточная аттестация обучающихся может осуществляться как в традиционной форме в аудиториях Института (по вопросам и билетам), так и с использованием электронных средств (компьютерное тестирование, сдача зачета и экзамена по вопросам и билетам в режиме видеоконференцсвязи).
Оценочные материалы, применяемые при проведении промежуточной аттестации с применением ЭО и ДОТ должны быть составлены с учетом перечня вопросов для подготовки к экзамену, отраженному в РПД и в ФОС по дисциплине.
При проведении промежуточной аттестации с применением ЭО и ДОТ обязательно проводится идентификация личности обучающегося. Во время видеоидентификации личности обучающийся обязан назвать свою фамилию, имя и отчество полностью и представить документ, удостоверяющий личность обучающегося.
При проведении промежуточной аттестации с применением ЭО и ДОТ обучающийся в режиме видеоконференцсвязи называет номер билета и зачитывает вопросы и задания названного билета.
Обучающийся готовится в течение определенного времени, и в режиме видеоконференцсвязи отвечает на вопросы билета и, в случае необходимости, на дополнительные (уточняющие) вопросы преподавателя.
3.14. В случае если обучающийся освоил образовательную программу или ее часть в виде онлайн-курсов и подтвердил документом об образовании и о квалификации, либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов, обучающийся допускается к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или результаты обучения могут быть зачтены в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения (переаттестация) осуществляется аттестационной комиссией посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.
3.15. При реализации образовательной программы исключительно с применением дистанционных образовательных технологий обучающиеся осваивают Дистанционные курсы, разработанные по каждой дисциплине учебного плана в дополнение к рабочей программе дисциплины.
Дистанционный курс по дисциплине (далее - ДК) — это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция освоения учебного материала по дисциплине, т. е. достижения целей, сформулированных в рабочей программе дисциплины. ДК представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающих изучение учебного материала рабочей программы дисциплины. ДК обеспечивает формирование и закрепление знаний, умений и навыков, контроль усвоения учебного материала и уровня сформированности компетенций. Содержание ДК соответствует рабочей программе соответствующей дисциплины (РПД) и формирует набор компетенций, определенный в РПД.
При реализации образовательной программы исключительно с применением дистанционных образовательных технологий допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
Консультации, лекции и практические (семинарские) занятия для обучающихся, осваивающих образовательные программы исключительно с применением ЭО и ДОТ, могут проводиться в онлайн режиме в формате форума, вебинара и чата. О дате и времени проведения контактной работы обучающихся информируют посредством электронной почты и/ или через сообщения в личном кабинете ЭИОС.
3.16. Обучающийся, имеющий академическую задолженность по дисциплинам, обязан ее ликвидировать в срок до первого экзамена следующей экзаменационной сессии (в соответствии с установленным графиком проведения повторной промежуточной аттестации). При необходимости (в исключительных случаях) данный срок увеличивается до одного года с момента образования академической задолженности.
3.17. При условии успешного прохождения промежуточной аттестации по итогам учебного года обучающийся переводится на следующий курс.
3.18. Организация практик осуществляется в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ОАНО ВО «МИТУ».
Практика может быть проведена непосредственно в структурных подразделениях Института, если это предусмотрено программой практики. В указанном случае Институт обеспечивает возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом. Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются приказом ректора.
3.19. В течение учебного семестра специалисты учебной части, совместно с заведующими кафедрами ведут мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации, анализируют своевременность выполнения контрольных мероприятий, реагируют и принимают решения по выявленным нарушениям, ведут переписку с обучающимися по вопросам учебного процесса посредством ЭИОС и использованием других электронных средств связи.
3.20. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ в связи с исключительными обстоятельствами, препятствующими осуществлению непосредственного взаимодействия обучающегося и научно-педагогических работников в аудиториях (помещениях) Института, Институт вправе локальным актом определить, элементы учебного плана, которые не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, Институт, рассматривает вопрос о возможности предоставления каникул - плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком, с учетом положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, либо осуществляется перевод обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам (по письменному заявлению обучающегося).
4. Особенности проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации с применением ЭО и ДОТ
4.1. Освоение обучающимися образовательной программы с применением ЭО и ДОТ завершается государственной итоговой аттестацией, которая регламентируется Порядком проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам магистратуры) в Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский институт технологии и управления».
4.2. Итоговая (государственная итоговая) аттестации проводится в сроки, установленные календарным учебным графиком, в форме контактной работы обучающихся с членами экзаменационной (государственной экзаменационной) комиссий при личной явке в Институт или посредством удаленного взаимодействия в режиме видеоконференцсвязи.
4.3. При проведении ИА (ГИА) с применением ЭО и ДОТ обязательно проводится идентификация личности обучающегося. Во время видеоидентификации личности обучающийся обязан назвать свою фамилию, имя и отчество полностью и представить документ, удостоверяющий личность обучающегося.
4.4. При проведении защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)/Научного доклада с применением ЭО и ДОТ, обучающийся в режиме видеоконференцсвязи презентует ВКР/Научный доклад и, в случае необходимости, отвечает на дополнительные вопросы членов экзаменационной (государственной экзаменационной) комиссий.
5. Техническое и методическое обеспечение образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ
5.1. В процессе реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ Институтом обеспечивается соответствующая инфраструктура, состоящая из электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов.
5.2. К электронным информационным ресурсам Института относятся:
– Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) Института, обеспечивающая доступ к учебным планам, календарным учебным графикам, расписанию занятий, рабочим программам дисциплин, программам практик и программам ГИА, электронным учебно-методическим материалам, видеолекциям и т.д.
Личный кабинет обучающегося в ЭИОС, также позволяет обучающимся получать персонифицированную информацию об образовательном процессе, такую как успеваемость, графики ликвидации академической задолженности, индивидуальные консультации и т.д.
– Электронные библиотеки, обеспечивающие доступ к полнотекстной основной и дополнительный литературе, доступ к периодическим изданиям и базам данных для всех обучающихся Института;
– Система дистанционного обучения (СДО), содержащая электронные дистанционные курсы, тестовые задания, предоставляющая возможность осуществления коммуникации с НИР; видеоконференции: вебинары, видеолекции, различные online- мероприятия;
– Сайт ОАНО ВО «МИТУ», содержащий: сведения об образовательной организации, об учебной, воспитательной и научной работе, реализуемой в Институте, новости, информацию об учебном процессе.
5.3. Техническое обеспечение системы дистанционного обучения включает в себя:
– серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения системы дистанционного обучения;
– средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения системы дистанционного обучения, обеспечения доступа в систему и связи преподавателей с обучающимися;
– коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению системы дистанционного обучения через локальные сети и Интернет.
5.5. Программное обеспечение системы дистанционного обучения включает в себя:
– модульную учебную среду;
– серверное программное обеспечение;
– дополнительное программное обеспечение;
– программное обеспечение, предоставляющее возможность проведения вебинаров и других видов обучающих мероприятий.
5.6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать профессиональные компетенции.
5.7. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
5.8. Оказание учебно-методической помощи обучающимся, осуществляется посредством проведения организационных собраний не реже чем 2 раза в год перед началом каждого семестра, индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий как научно- педагогическими работниками, так и кураторами групп и ответственными сотрудниками учебной части.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
5.9. Важным информационным ресурсом, направленным на оказание учебно- методической помощи обучающимся является информационно-справочная документация в ЭИОС Института с максимальным набором разъясняющей информации (презентации, формы и шаблоны документов, методические рекомендации и т.п.).
6. Права и обязанности обучающегося, осваивающего образовательную программу с применением ЭО и ДОТ
6.1. Обучающийся, осваивающий образовательную программу с применением ЭО и ДОТ, обладает всеми правами обучающихся Института и принимает на себя ответственность за добросовестное выполнение обязанностей обучающегося в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОАНО ВО «МИТУ».
6.2. Обучающийся имеет право:
– получать доступ ко всем элементам образовательной программы, осваиваемой им с применением ЭО и ДОТ;
– получать всю информацию, касающуюся организации учебного процесса;
– получать консультации преподавателей в процессе изучения дисциплины через СДО, ЭИОС или с использованием средств телекоммуникации.
6.3. Обучающийся обязан:
– выполнять в установленные сроки все виды учебных заданий по дисциплинам учебного плана;
– проходить все виды аттестации, предусмотренные осваиваемой образовательной программой согласно графику учебного процесса.
6.4. Обучающемуся запрещено передавать третьим лицам логин и пароль для доступа к СДО и ЭИОС, а также учебно-методические материалы, полученные в ходе образовательного процесса. Нарушение этого условия рассматривается как нарушение договора о предоставлении образовательных услуг.
7. Учет и хранение результатов образовательного процесса
7.1. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ Институт ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
7.2. Документы по результатам образовательного процесса подразделяются на следующие группы:
– Документы, подготовленные обучающимися и подтверждающие их участие в мероприятиях по текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации (контрольные работы, отчеты по практикам, курсовые работы, выпускные квалификационные работы/научные квалификационные работы);
– Документы, формируемые преподавателями и сотрудниками учебной части по результатам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, подтверждающие качество освоения обучающимися образовательной программы (зачетно- экзаменационные ведомости, экзаменационные листы, учебные карточки и т.д.);
– Документы, формируемые по результатам итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся (протоколы и другие материалы экзаменационной (государственной экзаменационной) комиссий;
– Документы, формируемые в ЭИОС Института и содержащие информацию о результатах промежуточной и итоговой (государственная итоговая) аттестации, переводе обучающегося с курса на курс и другую информацию, характеризующую успеваемость обучающихся.
7.3. Порядок учета и хранения документов по результатам образовательного процесса определяется в зависимости от вида документа в соответствии с номенклатурой дел Института.
В течение всего периода обучения информация о результатах освоения обучающимися образовательных программ хранится в бумажном виде в учебной части Института в соответствии с действующей номенклатурой дел и локальными актами ОАНО ВО «МИТУ».
В электронном виде информация хранится в базах данных в электронной информационно-образовательной среде Института, доступ к которой осуществляется в течение всего периода освоения обучающимися образовательной программы и используется для повышения качества и оперативности управления учебным процессом.
При этом сохранение сведений о итоговой (государственной итоговой) аттестации и личных документов обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
7.4. По завершении обучения формируются личные дела выпускников.
Личные дела выпускников передаются в архив Института, где они хранятся в течение 75 лет.
7.5. Ответственными за учет и хранение документов являются руководители структурных подразделений Института.
7.6. Списание документов, передача документов на хранение в архив производится в установленном в